Учитель-логопед

«Фонематический слух – основа правильной речи»

 «Плохо говорит…», «Не произносит шипящие звуки…», «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи другими» – типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.
Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если  ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.

К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так.

В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они  только небольшими оттенками.

Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т.д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т.д., Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-“том”, рак-“лак”, лук-“люк”,жук -“щук”). В последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.

Развитие  фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально.

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни – уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического  слуха малыш различает частопроизносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом – шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Когда же начинать развивать фонематический слух?

Прямо с рождения.  Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками?  Спрашивают у малыша:

- Как говорит кошка?  (Мяу, мур-р)

- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)

- Как едет машина?  (У-у-у, др-р-р)

- Как говорит водичка?  (С-с-с, кап-кап)

Все эти звукоподражания  формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки.  Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить  разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать  парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка  выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно.   Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков, поэтому развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

Этапы работы по развитию фонематического слуха

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. 

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

 – Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. 

 – Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

 – Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. 

 – Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

 – Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

 – Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

 – Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

 – Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. 

 – Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

 – Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

 – Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. 

 – Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть. 

 – Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

 – Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

 – Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 

 – Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. 

 – Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать – это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!

 

Игры с мячом, направленные на

развитие ориентировки в пространстве.

1.  Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвиж­ности на занятиях.
3.  Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4.  Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в простран­стве.
5.  Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.
6. Регулируют силу и точность движения.
7. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он мо­жет быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
8. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что осо­бенно важно для гипервозбудимых детей.
9.  Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов — лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на раз­личных этапах коррекционной работы.
Наша система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.   
Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже дома.
1. «Вратарь»
Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны, развитие быстроты реакции, точности движения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку, одновременно предупреждая его, куда должен лететь мяч. Ребёнок должен сделать вратарское движение в за­данном направлении.
Ребёнок:
  Вратарём зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Взрослый:
Раз, два, три —
Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
2. «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление умения различать правую и левую сто­роны пространства, развитие ручной моторики.
Оборудование: маленькие мя­чи или шарики.
Ход игры. Дети садятся во­круг стола. Мяч прокатывается от одного ребёнка к другому по инструкции взрослого: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Диме?» Важно удержать мяч на столе.
3. «Мячик прыгает по мне по груди и по спине»                           
Цель: закрепление знания частей тела и ориентировки в пространстве (спра­ва — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи. Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого. 
Взрослый: 
В правую руку свой мячик возьми, 
Над головою его подними 
И перед грудью его подержи. 
К левой ступне не спеша положи. 
За спину спрячь и затылка коснись. 
Руку смени и другим улыбнись. 
Правого плечика мячик коснётся 
И ненадолго за спину вернётся. 
С голени правой да к левой ступне, 
Да на живот — не запутаться б мне. 
4. «Попади в ворота» 
Цель: закрепление умения ориентироваться (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики. 
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из де­талей конструктора или кубиков. 
Ход игры. По заданию взросло­го дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, спра­ва, сзади ребёнка). 
Взрослый: 
От ворот — поворот 
Вправо и наоборот.
5. «Справа, слева, впереди в обруч точно попади!» 
Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счёта.
Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи. 
Ход игры. Ребёнок с мячом становится между двумя обручами разного цве­та, лежащими на полу, и выполняет задания взрослого. 
Задания: 
Какой обруч находится слева (справа)? 
Стукни три раза мячом в правый обруч. 
Стукни три раза мячом в левый обруч.
Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.
Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
6. Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа 
Выполняется сидя на стуле. 
Вариант 1. Дети катают мяч вперёд назад стопой правой и левой ноги поочерёдно.
Разомнём мы ноги сами, Покатаем мяч ногами. Правой ногою туда и сюда — Левая всё повторяет всегда.
Вариант 2. Мяч катается одновремен­но двумя ногами вперёд-назад.
Обе ноги мы на мячик поставим,
Взад и вперёд покататься заставим.
Взрослый: В каком направлении ты катишь мяч?
Вариант 3. Мяч катается двумя нога­ми одновременно по кругу.
Круг на полу нарисуем мячом,
Только ногами — не лбом, не плечом.
Взрослый: Как ты катаешь мяч?
7. «Мячик об пол и поймай, да смотри же, не роняй!»
Упражнение выполняется сидя на стуле. Ноги развели,стукнули мячиком перед со­бой, свели ноги.
8. «Справа, слева я стучу
перепутать не хочу!»
Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе.
Ребёнок выполняет удары мячом справа и слева от себя.
Справа два, а слева три. Справа трижды повтори. Справа раз,а слева два. Не запутался едва.
9. «Я по стульчику стучу и по полу где хочу!»
Упражнение выполняется стоя перед стулом. Ребёнок, по инструкции взрос­лого, ударяет мячом по сиденью стула, по полу справа, по полу слева, в раз­личных вариантах.
 

Шпаргалка для родителей

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

* Наша речь состоит из предложений.

* Предложение — это законченная мысль.

* Предложения состоят из слов.

* Слова состоят из звуков.

* Звук — то, что мы слышим и произносим.

* Буква — то, что пишем и читаем.

* Звук на письме обозначается буквой.

* Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звукизвуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.

В звуковых схемах они обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и

четыре – йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё: Я — ЙА, Ю –ЙУ, Е – ЙЭ, Ё — ЙО:

1) в начале слова (яма, юла);

2) после гласного звука (маяк, поют);

 3) после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

 В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я – А, Ю -У, Е – Э, Ё-О (лёд,мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встре¬чает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, по¬ложенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко «не дрожит»): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ;

звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко «дрожит»): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух ( твёрдые – синий цвет в звуковых схемах, мягкие –зелёный)

• согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими:Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

• всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

• всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.