Учитель-логопед

Игры с мячом, направленные на

развитие ориентировки в пространстве.

1.  Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвиж­ности на занятиях.
3.  Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4.  Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в простран­стве.
5.  Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.
6. Регулируют силу и точность движения.
7. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он мо­жет быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
8. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что осо­бенно важно для гипервозбудимых детей.
9.  Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов — лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на раз­личных этапах коррекционной работы.
Наша система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.   
Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже дома.
1. «Вратарь»
Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны, развитие быстроты реакции, точности движения.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку, одновременно предупреждая его, куда должен лететь мяч. Ребёнок должен сделать вратарское движение в за­данном направлении.
Ребёнок:
  Вратарём зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Взрослый:
Раз, два, три —
Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
2. «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление умения различать правую и левую сто­роны пространства, развитие ручной моторики.
Оборудование: маленькие мя­чи или шарики.
Ход игры. Дети садятся во­круг стола. Мяч прокатывается от одного ребёнка к другому по инструкции взрослого: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Диме?» Важно удержать мяч на столе.
3. «Мячик прыгает по мне по груди и по спине»                           
Цель: закрепление знания частей тела и ориентировки в пространстве (спра­ва — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи. Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого. 
Взрослый: 
В правую руку свой мячик возьми, 
Над головою его подними 
И перед грудью его подержи. 
К левой ступне не спеша положи. 
За спину спрячь и затылка коснись. 
Руку смени и другим улыбнись. 
Правого плечика мячик коснётся 
И ненадолго за спину вернётся. 
С голени правой да к левой ступне, 
Да на живот — не запутаться б мне. 
4. «Попади в ворота» 
Цель: закрепление умения ориентироваться (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики. 
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из де­талей конструктора или кубиков. 
Ход игры. По заданию взросло­го дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, спра­ва, сзади ребёнка). 
Взрослый: 
От ворот — поворот 
Вправо и наоборот.
5. «Справа, слева, впереди в обруч точно попади!» 
Цель: закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счёта.
Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи. 
Ход игры. Ребёнок с мячом становится между двумя обручами разного цве­та, лежащими на полу, и выполняет задания взрослого. 
Задания: 
Какой обруч находится слева (справа)? 
Стукни три раза мячом в правый обруч. 
Стукни три раза мячом в левый обруч.
Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.
Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
6. Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа 
Выполняется сидя на стуле. 
Вариант 1. Дети катают мяч вперёд назад стопой правой и левой ноги поочерёдно.
Разомнём мы ноги сами, Покатаем мяч ногами. Правой ногою туда и сюда — Левая всё повторяет всегда.
Вариант 2. Мяч катается одновремен­но двумя ногами вперёд-назад.
Обе ноги мы на мячик поставим,
Взад и вперёд покататься заставим.
Взрослый: В каком направлении ты катишь мяч?
Вариант 3. Мяч катается двумя нога­ми одновременно по кругу.
Круг на полу нарисуем мячом,
Только ногами — не лбом, не плечом.
Взрослый: Как ты катаешь мяч?
7. «Мячик об пол и поймай, да смотри же, не роняй!»
Упражнение выполняется сидя на стуле. Ноги развели,стукнули мячиком перед со­бой, свели ноги.
8. «Справа, слева я стучу
перепутать не хочу!»
Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе.
Ребёнок выполняет удары мячом справа и слева от себя.
Справа два, а слева три. Справа трижды повтори. Справа раз,а слева два. Не запутался едва.
9. «Я по стульчику стучу и по полу где хочу!»
Упражнение выполняется стоя перед стулом. Ребёнок, по инструкции взрос­лого, ударяет мячом по сиденью стула, по полу справа, по полу слева, в раз­личных вариантах.
 

Шпаргалка для родителей

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

* Наша речь состоит из предложений.

* Предложение — это законченная мысль.

* Предложения состоят из слов.

* Слова состоят из звуков.

* Звук — то, что мы слышим и произносим.

* Буква — то, что пишем и читаем.

* Звук на письме обозначается буквой.

* Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звукизвуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы.

В звуковых схемах они обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и

четыре – йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё: Я — ЙА, Ю –ЙУ, Е – ЙЭ, Ё — ЙО:

1) в начале слова (яма, юла);

2) после гласного звука (маяк, поют);

 3) после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

 В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я – А, Ю -У, Е – Э, Ё-О (лёд,мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встре¬чает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, по¬ложенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко «не дрожит»): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ;

звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко «дрожит»): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух ( твёрдые – синий цвет в звуковых схемах, мягкие –зелёный)

• согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими:Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

• всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

• всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Что такое ОНР?

ОНР, общее недоразвитие речи— различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

* Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

* Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

* Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

* Речь детей с ОНР малопонятна.

Выделяют три уровня речевого развития (или по-другому, три уровня ОНР), которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи:

1. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

2. Второй уровень речевого развития – кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”.

3. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи, но при этом нарушено звукопроизношение, а также недостаточно сформирован словарный запас, встречаются грамматические ошибки. Не сформирована связная речь. Свободное общение у таких детей затруднено.

Речь теснейшим образом связана с другими психическими процессами. Поэтому кроме речевых нарушений у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, сниженная память, отставание в развитие логического мышления. Это, так называемые, вторичные дефекты, развивающиеся вследствие нарушения речи. Их преодоление должно идти одновременно с коррекцией речевой деятельности.

Как известно, у детей с ОНР практически всегда имеет место нарушение моторики: артикуляционной, мелкой и зачастую даже общей. Так как в головном мозге человека центр моторной деятельности располагается рядом с центром речи, то развитие моторики благоприятно сказывается на развитии речевой функции.

Особенности детей с общим недоразвитием речи диктуют необходимость их специального обучения. Комплексная помощь таким детям по коррекции произношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи, моторики и психических процессов может быть оказана только в условиях специального детского сада или логопедической группы при активном участии родителей.