4.Образование

1. Уровень образования.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 9″ является I уровнем образования согласно Федерального Закона от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основной целью деятельности МБДОУ является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования,  присмотр и уход за детьми.

Основными задачами деятельности МБДОУ является выполнение (реализация) требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей  для  полноценного  развития  каждого  ребенка  в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,  инициативности,   самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки    семьи    и    повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  1. Формы организации обучения в ДОУ.

Коррекционно – образовательный процесс может быть условно подраз­делен на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организа­ции различных видов детской деятельности:
  • игровой,
  • коммуникатив­ной,
  • трудовой,
  • познавательно-исследовательской,
  • изобразительной,
  • конструировании,
  • музыкальной,
  • двигательной,
  • чтение художественной литературы

образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации адаптированной обра­зовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса строиться на адек­ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществля­ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных осо­бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются пре­имущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образова­тельной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) преимущественно формы интегрированной   поисковой, проектной  деятельности.

3.Нормативный срок обучения.

МБДОУ реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте с 2-х месяцев (при наличии условий), до прекращения образовательных отношений.  (Устав МБДОУ д/с № 9)

4. Описание адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с №9

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 9 (далее – Программа), разработана в соответствии  с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ д/с № 9:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”,
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155),
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014),
  4. Конвенция ООН о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989г.),
  5. Декларация прав ребенка (принята ООН 20.11.1959г.),
  6. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993г.),
  7. Семейный кодекс РФ от 08.12.1995г. № 223-ФЗ (с изм. и доп.),

8.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г.),

9.Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения   «Детский сад № 9» от 21.05. 2015 г.

Программа  ориентирована  на детей в возрасте с 4-х до 7 лет.

Обязательная часть Программы формируется с учетом особенностей базового уровня системы общего образования, в которой, согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  дошкольное образование признано первой ступенью этой системы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на коррекцию речевых нарушений, социально-коммуникативное и  художественно-эстетическое  развитие воспитанников и органично интегрируется с обязательной частью Программы.

Программа  разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО  включает три основных раздела (целевой, содержательный, организационный) и дополнительный раздел.                                                                                                                        Приоритетное направление программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и умеющих отстаивать его.

    Цель программы: создание условий для разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода и специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности, своевременную  коррекцию и компенсацию речевых патологий.

Содержание психолого-педагогической работы  по  программе осуществляется на основе основной образовательной  программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.

Коррекция нарушений  речевого развития осуществляется по Программам       дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи  под ред. Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

Содержание вариативной  части Программы  дополняет образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие».

Перечень программ, обеспечивающих реализацию  вариативной части

 

Направления Дополнительные программы
Социально-коммуникативное развитие Региональная программа «Приключения Светофора»;Муниципальный проект «На Родине А.П.Чехова»;Авторский проект «Патриотическое воспитание дошкольников с ОНР».
Речевое развитие Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.
Художественно-эстетическое Программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой;Программа «Арт – фантазия» Э.Г. Чурилова;Программа «Оркестр в детском саду» Л.Р.Меркулова.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 9 -

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 9

 

  1. Пояснительная записка  к учебному плану МБДОУ д/с  №9, реализующего адаптированную образовательную программу дошкольного образования, разработан в соответствии:

– Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”,

– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013г.,

– Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

– СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.,

– инструктивно-методическим письмом МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14.03.2000г.,

– Уставом МБДОУ д/с № 9.

Образовательный процесс МБДОУ д/с № 9 строится с учетом основных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования и концептуальных подходов дошкольного образования.

Учебный план рассчитан на учебный год с 1 сентября по 29 мая и представлен в двух частях: инвариантной и вариативной.

Реализация минимума содержания воспитания и обучения детей дошкольного возраста определяется адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее – Программа)  и основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи. Под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

В содержание образовательного процесса включены дополнительные образовательные программы, направленные на расширение и углубление различных сфер деятельности дошкольника.

 

Инвариантная часть учебного плана определяет перечень непосредственно образовательной деятельности (НОД), объем недельной образовательной нагрузки для каждой возрастной группы, представлена пятью направлениями, обеспечивающими познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Программное содержание Программы реализуется как через организованные формы обучения, так и через совместную деятельность воспитателя с детьми, а также путем интеграции в разные виды НОД на основе дифференцированного подхода с учетом зоны ближайшего и потенциального развития дошкольников.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не превышает предельно допустимой нормы и составляет для детей средней группы – не более 20 минут, для детей старшей группы – не более 25 минут, для детей подготовительной группы – не более 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность статического характера, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют не менее 10 минут.

Во всех группах непосредственно образовательная деятельность (НОД) с детьми организуется в первую половину дня: в младших группах планируются не более двух интеллектуальных форм, в группах старшего дошкольного возраста – не более трех.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня:

– в средней групп не превышает 30 и 40 минут соответственно,

– в старшей и подготовительной группах – 75 мин. и 1,5 часа соответственно.

 

Вариативная часть учебного плана реализуется через организацию дополнительного образования в кружках:

Художественно-эстетическое направление:

- мастерская «Умелые ручки»

 – Изо – студия «Веселый карандаш»;

- Театр-студия «Улыбка»;

- детский ансамбль «Веселые музыканты».

 

Содержание дополнительного образования ориентировано на развитие индивидуальных способностей детей и обеспечивает высокий уровень их личностного развития. Воспитанники посещают не более двух кружков по выбору, что не превышает допустимый объем общей нагрузки.

Учебный план составлен из расчета 36 недель и не превышает максимально допустимый объем общей нагрузки, рационально распределяет время, отводимое на освоение адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

Расписание НОД  2017-18 уч.гг –  Расписание непосредственно образовательной деятельности

Учебный план  – Учебный план 2017-18 уч.гг

5. Годовой календарный план МБДОУ д/с № 9 на 2016-2017 уч. год.

 

  1. Аннотации к рабочим программам, дисциплинам

Общеобразовательные, коррекционные программы, технологии, реализуемые  в ДОУ:

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 9 разработана в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), с учетом содержания Примерной основной образовательной программы дошкольного образования,  основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи. Под редакцией Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.

Механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ:

-использование специальных образовательных программ и методов,

специальных методических пособий и дидактических материалов;

-проведение подгрупповых  и индивидуальных коррекционных занятий и              осуществление  квалифицированной помощи в коррекции речевых нарушений.

Цели и задачи реализации Программы.

Цель программы: создание условий для разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода и специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности, своевременную  коррекцию и компенсацию речевых патологий.

 Содержание психолого-педагогической работы по программе осуществляется на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, М.А.Васильева, Т.С.Комарова.

Цель программы – развитие и воспитание дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями.

«Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

« Программа логопедической  работы по преодолению общего  недоразвитием речи у детей» Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина.

В программе освещаются основные этапы   коррекционно-логопедической  работы  в средней, старшей  и подготовительной  группах детского сада.

Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста, изложено содержание работы по формированию звуковой стороны речи, лексико-грамматических компонентов языка, связной речи: отражается специфика коррекционно–воспитательного процесса, преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Данная программа  содержит четыре части: «Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития»,  «Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития»,  «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития»,  «Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития».

 

    «Программа логопедической работы по преодолению  фонетико–фонематического  недоразвития у детей» – Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина

Общая цель коррекционно-развивающей программы – освоение детьми коммуникативной функции  языка в соответствии  с возрастными  нормами.

Структурное содержание программы осуществляется на основе изучения деятельности детей 6-7 лет с ФФН, выделения ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения  при различных речевых аномалиях.

Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития  у детей в старшей группе» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. В данном разделе описаны методы и приёмы исправления звукопроизношения.

Во второй части программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития  у детей в подготовительной  группе» внимание специалистов акцентируется  на отклонениях  в развитии фонематического восприятия  дошкольников и недостатках  произносительной стороны речи.

Программа включает разделы: «Формирование произношения», «Формирование навыков письма и чтения», разработанные с учетом имеющихся у дошкольников отклонений  в речевой деятельности.

Региональная программа «Приключения Светофора» направлена, на повышение активности педагогического коллектива и родителей в процессе обучения дошкольников безопасному поведению на дороге, предусматривает глубокое изучение детьми и родителями правил дорожного движения в четыре этапа. Программа строится на основе заочного путешествия в страну правил дорожного движения.

 Муниципальный проект «На Родине А.П.Чехова» в МБДОУ д/с № 9 реализуется через содержание ежегодных городских мероприятий (выставки, гостиные и т.д.) и авторского проекта «Патриотическое воспитание дошкольников с ОНР».

Авторский проект «Патриотическое воспитание дошкольников с ОНР». Целью данного направления деятельности является развитие осознания дошкольниками принадлежности к своему народу, воспитание уважения к традициям и обычаям донского казачества, толерантного отношения к людям других национальностей.

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи» (см. проект) содержит 4 этапа включающих серию мини-проектов:

I этап: мини-проект «Мой родной город Таганрог» нацелен на приобщение дошкольников и их родителей к прошлому и настоящему родного города.

II этап: мини-проект «Мой земляк А. П. Чехов», который предполагает познакомить детей с жизнью и творчеством А. П. Чехова через создание мини – музея «Наш земляк А. П. Чехов».

III этап: мини- проект «Никто не забыт, ничто не забыто». Его целью является вовлечение педагогов, детей и родителей к соучастию в поисковой деятельности для сохранения исторического и культурного наследия.

IV этап: мини-проект «Традиции донского казачества как средство патриотического воспитания дошкольников с ОНР» развивает у дошкольников осознание принадлежности к своему народу, воспитывает уважение к традициям и обычаям донского казачества, толерантное отношение к людям других национальностей.

Программа «Цветные ладошки» И.А.Лыковой реализуется в дополнительном образовании (кружковая деятельность) по видам деятельности: изобразительная, конструктивная.

Программа «Оркестр в детском саду» Л.Р. Меркуловой реализуется в дополнительном образовании (кружковая деятельность) в музыкальной деятельности.

Цель программы: развитие музыкальных способностей и обогащение музыкальных впечатлений детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.

Задачи программы:

– Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.

– Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.

– Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.

– Уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре.

– Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.

– Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.

Программа «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой реализуется в дополнительном образовании (кружковая деятельность).

Цель программы: развитие эстетических способностей средствами театрального искусства.

Задачи:

– развитие эстетических способностей;

– развитие сферы чувств, сочувствия, сопереживания;

-активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

– овладение навыками общения и коллективного творчества.

  1. Методические и иные документы, разработанные для обеспечения образовательного процесса

-Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 9;

– Годовой план (ссылка);

– Годовой календарный график работы;

– Учебный план, расписание непосредственно образовательной деятельности (занятий, кружков);

– Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности №1″Колокольчик” на 2017-2018 уч.год;

– Рабочая программа подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности №2 ” Солнышко” на 2017-2018 уч.год;

– Рабочая программа подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности №3 “Яблочко” на 2017-2018 уч.год;

– Рабочая программа старшей  группы компенсирующей направленности №4 “Ромашка” на 2017-2018 уч.год;

– Рабочая программа старшей группы №1″Колокольчик”

образовательная область “Речевое развитие” на 2017-2018 уч.год;

– Рабочая программа подготовительной к школе  группы №2 “Солнышко”

образовательная область “Речевое развитие” на 2017-2018 уч.год;

– Рабочая программа подготовительной к школе  группы №3 “Яблочко”

образовательная область “Речевое развитие” на 2017-2018 уч.год;

– Рабочая программа старшей группы №4 “Ромашка”

образовательная область “Речевое развитие” на 2017-2018 уч.год;

– Рабочая программа образовательной области “Физическое развитие” (физическая культура)

возрастные группы (4-7 лет) на 2017-2018 уч.год;

– Рабочая программа образовательной области “Художественно-эстетическое развитие” (музыкальная деятельность)

возрастные группы (4-7 лет) на 2017-2018 уч.год;

– Рабочая программа дополнительного образования  воспитанников (кружок “Веселый карандаш”)

на основе программы Э.Г. Чуриловой “Арт-фантазия” (6-7 лет);

– Рабочая программа дополнительного образования  воспитанников  на основе программы художественного воспитания,

обучения и развития де (5-6 лет) “Цветные ладошки” И.А. Лыковой  (изобразительная деятельность) ( 5-6  лет);

-Рабочая программа дополнительного образования  воспитанников (кружок “Умелые ручки”)

на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей “Цветные ладошки” И.А. Лыковой  ( 4-5  лет);

– Рабочая программа дополнительного образования  воспитанников (кружок “Весёлые музыканты”)

на основе программы “Оркестр в детском саду” Л.Р. Меркуловой (5-7 лет);

– Проекты, разработанные и реализованные в образовательном пространстве ДОУ:

– «Обеспечение безопасности жизни воспитанников в образовательном пространстве МБДОУ д/с 9»;

– «В каком народе живешь, того и обычая и держись»;

– «Традиции донского казачества как средство патриотического воспитания дошкольников с ОНР»;

– «Тайны компьютерной страны»;

– «Пескотерапия в коррекционной работе с детьми»;

– Мультимедийный проект «Чеховский Таганрог»;

– «Патриотическое воспитание дошкольников с ОНР»;

– Проект “Мы этой памяти верны”;

– Методическая разработка «Развитие познавательных процессов и графических навыков у детей с ОНР – 3 уровня подготовительной к школе группе».

8.Численность обучающихся по реализуемой образовательной программе дошкольного образования составляет 51 чел.

9.Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

 В соответствии с ФГОС доречевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.